Барокко и романтизм в современной фантастике 1. Современная литературная эпоха - эпоха постмодернизма - некоторыми называется эпохой "необарокко".
НЕОБАРОККО ("новое барокко" - предположительно от португал. perola barroca - жемчужина причудливой формы или от лат. barroco - мнемоническое обозначение одного из видов силлогизма в схоластической логике) - термин, употребляемый в рамках постмодернизма для обозначения состояния западного общества конца 20 в., при котором вопреки расширению массовизации и унификации на макроуровне доминируют дезинтеграционные процессы при одновременном усилении интеграционных тенденций на уровне микрогрупп. Одним из первых понятие "Н." использовал испанский философ Х.Р.де Вентос. По мнению представителей постмодернизма, основные черты мироощущения, стиля жизни и состояния культуры барокко вновь обозначились в обществе конца 20 в., что дает основание назвать этот феномен "Н.". Для периода барокко (конец 16 - середина 18 в.) характерно доминирование фрагментарного и антиномичного восприятия над целостным, ощущение неустойчивости и беспокойства, ориентация на динамизм, напряжение между чувственным и интеллектуальным, сочетание утонченности и грубости, аскетизма и гедонизма, науки и мистики. В литературе и искусстве наблюдается взаимодействие и взаимопроникновение жанров, а также размывание их прежних границ и принципов, сочетание отвлеченной символики с подчеркнутым натурализмом. Как особое мироощущение барокко характеризуется глубинным чувством призрачности, неподлинности, театральности жизни, которое скрывается за внешней карнавальностью, пышностью, демонстративным благополучием и легкостью. В обществе барочного типа любое событие воспринимается как простая условность, чистый символ, лишенный содержания и исторического измерения. Общество Н. не приемлет научный и идеологический тоталитаризм. В то же время само оно характеризуется отсутствием научного обоснования, комплекса идей и ценностей, обеспечивающих его функционирование как целостности. Своеобразным девизом общества Н. становится принцип: "Главное - не быть, а казаться". Как альтернатива дуальности и фрагментаризации жизни в обществе Н. развивается этико-эстетическое сознание малых групп, формируются, по выражению Делеза и Гваттари, "племенные культуры" и "племенная психология", на основе которых складывается "групповая солидарность". Наряду с понятием "Н." представители постмодернизма используют и другие названия: "общество спектакля" (Г.Дебор), "театрократия" (Ж.Баландье), "империя эфемерного" и "эра вакуума" (Ж.Липовецкий), "система симулякров" (Бодрийяр) и др.
Л.Л. Мельникова, "Словарь постмодерна"
(Данная ремарка не будет цитироваться в докладе полностью, я ее привожу здесь просто в качестве реперной точки).
2. Однако нельзя сказать, что в литературе вообще и фантастике в частности отсутствуют родовые черты других литературных направлений. В отношении фантастики можно довольно четко проследить и вектор, который соотносится с романтизмом (я избегаю слова "неороматизм", поскольку этот термин слишком четко соотносится с определенным литературным течением конца XIX-начала ХХ века). Наблюдается как сходство родовых черт
Романтизм Барокко
ощущение неустойчивости и беспокойства ориентация на динамизм напряжение между чувственным и интеллектуальным сочетание утонченности и грубости, аскетизма и гедонизма, науки и мистики мироощущение характеризуется глубинным чувством призрачности, неподлинности, театральности
Так и антиномичность:
Романтизм Барокко
Восприятие целостно Восприятие фрагментарно и антиномично
Чувство призрачности бытия вызывает к жизни поиск подлинного, аутентичного, непосредственного Чувство призрачности бытия скрывается за внешней карнавальностью, пышностью, демонстративным благополучием и легкостью
событие воспринимается как знак, поступок наполнен содержанием и историческим измерением событие воспринимается как простая условность, чистый символ, лишенный содержания и исторического измерения
"Главное - не казаться, а быть" "Главное - не быть, а казаться"
3. Нельзя не отметить, что барокко и романтизм - явления более чем литературные. Это направления, затронувшие все европейское искусство целиком. За этими направлениями стоят мировоззренческие, философские течения, а за ними - настроения, овладевавшие людьми на протяжении веков. Очень важный момент: в дальнейшем тексте доклада значение слов "барокко" и "романтизм" не будет совпадать с общепринятыми литературоведческими терминами. Говоря "Барокко" и "Романтизм", я буду подразумевать именно изменения в мировоззрении человека, породившие барокко и романтизм как направления в искусстве.
Например, литературоведение различает барокко и классицизм, романтизм и реализм. Но, говоря о мировоззрениях, мы видим, что барокко и классицизм являются порождением одного и того же мировоззрения - равно как и романтизм с реализмом. Так, например, классицисты Мольер бесстрашно обращается к барочной коллизии в "Дон Жуане", а отец реализма Оноре де Бальзак в своем предисловии к "Человеческой комедии", признается, что стремился стать "Вальтер Скоттом" современной ему Франции - то есть, в основе его реализме лежало романтическое мировосприятие.
4. Генезис барочного и романтического мироощущения.
Кризис ренессансного мировоззрения:
переход от упоения автономностью к разочарованию
Барокко - своего рода культурная Контрреформация
хаотическое мироощущение. Человек больше не стоит над потоком бытия и не правит своим движением в нем.
Стремление к упорядочиванию бытия при помощи художественных средств + осознание невозможности достижения цели =
тяготение одновременно к фрагментарности и к "Большому стилю"
многообразие форм
культ внешнего, диктат формы
столкновение между "идеальным" и "грубым" в искусстве
"Человек, в недалеком прошло, мнивший себя хозяином своей воли и своих поступков, отныне оказывается в плену множества объективных обстоятельств. Еще недавно он видел себя центром мира и действовал согласно собственным побуждениям; теперь он только малая часть некоего общественного целого, противостоять законам которого он бессилен. Именно теперь появляется некая непреодолимая преграда между личностью и обществом, как причина их взаимного отчуждения - качества, которое в полную свою меру станет печальным достоянием более поздних этапов нового времени, но впервые, во всей роковой неизбежности, открывается мыслителю и художнику как раз в XVII веке" (Випер).
Музыковед Ф. Блуме, анализируя "многоязычие" выразительных средств, присущих барочному стилю в музыке, сделал такое весьма удачное обобщение: "Постижение барокко как единства больше всего затрудняет то обстоятельство, что оно представляет собой единство, которое состоит из сплошных противоречий" [Випер].
(эти цитаты тоже не войдут в доклад, они тут как реперные точки)
5. Романтизм - "реванш Возрождения"
возвращение к антропоцентризму
разница между возрожденческим и романтическим антропоцентризмом (в первом случае человек как центр бытия, во втором - человек как свой собственный центр)
возвращение к универсализму
отрицание системы
отрицание культа формы
стремление не к идеальной форме, но к нравственному и духовному идеалу
Позиция романтика по отношению к хаосу и абсурду бытия - жизнь непосредственно в нем. Родство романтизма и барокко - в осознании хаотичности и абсурдности мира. Оппозиция - в том, что барокко смыслы создает, а романтизм - ищет.
6. Барокко и романтизм в современной фантастике
- фантастика и фэнтези как творческий метод открыты именно в эпохи соотв. Барокко и романтизма.
В средневековом и ренессансном мире то, что воспринимается нами как фантастика, было для людей частью повседневной реальности. Барокко открывает первый подлинно фантастический жанр: утопию. Романтизм открывает фэнтези.
Поэтому барочные и романтические тенденции прослеживаются очень ярко именно в фантастической литературе.
Схема "НФ-барокко, фэнтези - романтизм" примитивна и даже не приближается к действительности. Барокко и романтизм - категории мировоззренческие, а не жанровые. В СССР позднего периода именно научная фантастика становилась нередко средством романтического побега от застроенности и заорганизованности бытия и поиска смысла.
7. Барокко и романтизм в фантастике и фэнтези так же многообразны, как и в любом другом виде искусства.
Барочные тенденции наших дней:
создание многотомных саг, романов-эпопей, во многом похожих на аналогичные романы 17 века
отказ от поиска нравственного идеала, перенос понятия об идеальном в область эстетики
тяготение к фрагментарности, к барочной фабуле, к барочной коллизии
отказ от абсолютизации этических категорий
тема рока, судьбы, предопределения
Романтические тенденции:
эмоциональное письмо, упор на внутренний мир героев, нередко в ущерб фабуле
тема борьбы с роком, предопределением, существующим порядком вещей
поиск нравственного идеала
возрождение романтического героя и романтического злодея
8. Барочный и романтический герои
Барочный герой Романтический герой
человек на своем месте человек не на своем месте
тот, у кого что-то пошло не так, нарушился или разрушился привычный миропорядок, и цель его - порядок восстановить. тот, кто находит, что миропорядок нехорош, против него нужно восстать
противоречив, но статичен в своих противоречиях противоречив, но динамичен, меняется по ходу повествования
человек, движимый соображениями рациональными человек, движимый иррациональными стремлениями
находится в поиске некоего "дома", организованного пространства находится в состоянии бездомности, прежде всего внутренней
В современной фантастике присутствуют оба типа героев, но с течением времени мы наблюдаем "дрейф" многих авторов в сторону барокко. Отчасти этот дрейф возрастной. Но все чаще барочный герой встречается в дебютных произведениях - и очень успешных циклах. Эра необарокко - реальность сегодняшней фантастики.
Расцвет барокко в сегодняшней фантастике - внутренний ответ авторов и фэнов нарастанию хаоса в мире.
9. Блеск и нищета необарокко
- "Барочниками" или "романтиками" не становятся сознательно, это мироощущение
- Тем не менее, можно сознательно выбирать, становиться хорошим писателем или плохим
- Барокко в особенности не терпит дилетантизма
- При отсутствии мастерства барокко вырождается. Например, диктат формы вместо поисков все более тонких и изощренных форм превращается в следование взятым образцам, диктат жанрового штампа, культ видимости - в манию приличия
- Самое неприятное - идейная пустота, которую нечем компенсировать: ведь барокко по определению отказывается от идейного поиска
- Отсюда - многие характерные черты МТА, неоднократно вызывавшие нарекания мэтров.
10. Резюме
- Если сегодняшние тенденции в обществе и политике сохранятся, следующее поколение фантастов будет по преимуществу поколением романтиков
- В фантастике это поколение придет на руины. Большинство нынешних необарочников так и не сформирует полноценного течения.