а, вредоносные программы появились довольно-таки давно, и человечество (к слову, некоторые представители которого эти вирусы и придумали) уже выработало четкие системы защиты от возникшей угрозы. Но дело в том, что все существующие решения применимы только в компьютерной индустрии. А ведь сейчас на рынке высоких технологий все большее и большее место занимают мобильные телефоны, причем преимущественно с операционными системами, на которые собственно и нацелена неожиданно активизировавшаяся напасть. И если в случае с компьютером зловредную зверушку можно заполучить лишь во время сеанса работы с Интернетом или загрузки какой-нибудь пиратской программы, то в случае с сотовыми телефонами это актуально 24 часа в сутки, – все время, пока включен аппарат. Таким образом, когда возникла прямая опасность, исходящая от вирусов, программному обеспечению - фактически мозгу - таких «умных» трубок, то практически никто не знал, что делать, так как ранее не верил в возможность появления мобильных паразитов.
Немного этимологии
Давайте сразу определимся с наименованиями. Несмотря на то, что во вступлении я поголовно все вредительские программы именую вирусами, это не совсем правильно. Поэтому дальше по тексту (в некоторых местах) будет целесообразным провести пусть не четкую, но все же устойчивую границу.
Итак:
Вирус – программа, которая воспроизводит саму себя и тем самым распространяется (заражает другие программы и документы, приписывает себя к ним). Обычно производит вредные действия, мешает работать, уничтожает или искажает данные.
Червь – зловредная программа, которая размножается и заполняет память аппарата, оснащенного операционной системой, тем самым мешая работать. Распространяется самостоятельно через сопутствующую периферию.
Троян, троянский конь – ненавистная «фича», которая тихо прячется в умном устройстве и может когда-нибудь выполнить какое-то вредное действие. К таковым можно отнести удаление любой информации из памяти устройства, «зависание» системы, воровство конфиденциальной информации и т.д. Троянский конь срабатывает при определенных действиях, в назначенное время или по запросу.
Таким образом, на сегодня, существуют два основных вида пути попадания вирусов в телефон. Первый – тот, когда пользователь сам заносит их, то есть фактически собственноручно устанавливает троянского коня, второй – когда инфицированная зверушка присылается с сообщением или поступает со звонком на телефон, тогда пользователь становится жертвой червя.
Как все начиналось
Первая запись в истории развития мобильных вирусов была поставлена еще в самом начале XXI века, точнее, в июне 2000 года. Именно тогда в Испании появилось некое подобие вирусообразной программы для мобильных аппаратов.
Концепт носил имя «Timofonica» (приставка «timo» в переводе на русский язык обозначает «мошенничество», «надувательство»), что по звучанию очень напоминало название крупнейшего пиренейского телекоммуникационного гиганта Telefonica. Вирус использовал весьма оригинальный способ подпортить жизнь владельцам мобильных телефонов: заражая компьютеры ничего не подозревающих людей, он посылал с них SMS-сообщения на телефоны местного оператора MoviStar, предоставляющего услуги в стандарте GSM. Эти сообщения содержали всего одну строку на испанском языке: «Информация для вас: Telefonica вас надувает!»
Российских пользователей подобное SMS-хулиганство никак не затронуло. Да и вообще, по сути, назвать Timofonica типично мобильным вирусом не поворачивается язык, ведь он располагался на компьютере, то есть всецело использовал его ресурсы и распространялся по электронной почте, благодаря которой и рассылал сообщения; больше никакого действия на мобильные телефоны он не оказывал.
В августе того же года всерьез встрепенулись абоненты японского оператора NTT DoCoMo. Причина крылась в странном поведении их мобильников, оснащенных поддержкой сервиса «i-mode» (быстрый доступ к развлекательным ресурсам Всемирной паутины). В момент, когда происходило одно из типичных online-голосований при помощи wap-сервиса, при ответе на один из вопросов, трубки всех владельцев, участвующих в викторине, начали звонить на тамошний телефон полиции, что привело к существенной перегрузке сети.
Всего было зарегистрировано более 400 пустых звонков. В ходе расследования случившегося инцидента выяснилось, что во все телефоны абонентов NTT DoCoMo, поддерживающие «i-mode», оператором был вшит «баг», разрешающий несанкционированный доступ к аппарату. Случай со временем был «замазан», однако для чего были совершены звонки именно на номер экстренной службы, так и не удалось выяснить.
Собственно, таким образом и началась эра «страшилок» для мобильных устройств.