Несколько лет назад архитектор Татьяна Смирнова спроектировала свою первую японскую квартиру. После публикации в журнале SALON - interior к ней обратилась заказчица с пожеланием сделать точно такую же. Точно так же не получилось, получилось иначе.
Когда заказчица попросила в точности воссоздать интерьер "Ваби", я предложила ей определиться: если Вы хотите такую же квартиру, то это не ко мне. Если ее делаю я, то она будет совершенно другой, с другим настроением, но в этой же стилистике, - рассказывает Татьяна. - Интерьер не рождается сам по себе, он возникает из структуры пространства, из эмоций и ощущений, которые оно вызывает, а самое главное, зависит от того, кто будет в нем жить. Мне не пришлось долго ее убеждать, и мы начали работу над проектом. Единственное, от чего она не смогла отказаться, - это иероглиф на потолке в ванной комнате. Но в результате его значение изменилось. Если там он означал "любование простотой", то здесь "успокоение". Хотя в целом смысл тот же - гармония. Только в этом мы повторились, а все остальное - новый образ и уникальный декор".
Кухня размещена в коридоре, и от гостиной ее отделяют раздвижные двери, сделанные в традиционной японской технике лаковой живописи.
Кресла, бамбуковая ширма, Gervasoni
SALON: Обе квартиры черно-белые, японские аллюзии прочитываются с первого взгляда. Что же тогда их отличает друг от друга?
- Во-первых, та квартира делалась для мужчины и поэтому получилась зимней по настроению, по гамме и по сути. Мы назвали ее "Зима". В этом же интерьере основная идея - осень. Когда я впервые попала на объект, в Москве царила золотая осень, из больших панорамных окон открывался потрясающий вид на всю излучину Москвы-реки. Я в буквальном смысле полетела над этим оранжево-красным морем и, помню, была настолько вдохновлена пейзажем, что решила обязательно передать свое настроение. Причем на колористическом решении это никак не отразилось. Общая гамма сдержанно-монохромная с вкраплениями золота. Главная образная тема - необычный декор в виде круга, который символизирует закат солнца в воду, в волны. Входя в дом, первое, что видишь, - это река с высоты птичьего полета. А сквозь панорамные окна естественный свет заливает все помещение с утра до позднего вечера. И вся красота в том, что свет падает пятнами - то красными от заката, то пронзительно-резкими от солнца. К тому же это вполне японская тема. Япония - Страна восходящего солнца, а у нас квартира заходящего солнца. Центральная композиция на потолке - круг, преломляющийся на вертикальной поверхности и создающий эффект движущейся тени.
Главное достоинство квартиры - панорамные окна с видом на излучину Москвы-реки. Авторы постарались поддержать этот пейзаж интерьером, выбрав лаконичный японский стиль. Характерная для загородного дома-павильона потолочная балка лукообразной формы не только аутентичный элемент декора, но и несущая конструкция.
Комод, настольная лампа, Casamilano. Кресло с пуфом, Orizzonti
Уже в прихожей угадывается тема, заявленная во всей квартире.
Консоль, Casamilano. Пуф, Orizzonti
S: Расскажите о планировочном решении.
- В квартире не было никаких перегородок, лишь две несущие колонны и панорамные окна. Площадь небольшая, и логично было жилую зону расположить по линии окон. Кроме того, мы постарались создать ощущение простора. Несмотря на простоту планировки, в квартире есть все для комфортной жизни.
Потолочный декор выполнен в стилизованной японской манере. Основные мотивы - солнце, волны и ветки сосны, дающие тени на воде, - ассоциативный ряд, символизирующий гармонию, медитацию, покой.
Кухня, Minotti Cucine
S: При работе с японским стилем Вы ориентировались на традиционные каноны?
- В отличие от средневековой современная японская городская архитектура решает несколько другие задачи. Дорогая земля, жесткая экономия на всем, наполненность техникой. А так как мы поставили перед собой цель создать спокойную, гармоничную квартиру, то постепенно пришли к более традиционному образному ряду. Ведь изначально японский дом - это павильон из четырех стен. Внутри все раздвигается, убирается, трансформируется. И задача максимум - остаться в периметре, открытом природе. Наш интерьер также построен на принципах дома-павильона.
Автор проекта Татьяна Смирнова:
"При всей своей японской внешности этот интерьер абсолютно европейский - видимо, потому, что у нас не было задачи воссоздать аутентичное пространство. Скорее это некая эмоция на тему Японии. Мы старались только лишь придать ему японский флер, хотя построен он по классическим японским канонам загородного дома-павильона. Как говорит хозяйка, квартира ее успокаивает. Она в ней ничего не хочет менять и, что бы ни случилось, никогда ее не продаст. А значит, мы попали в точку…"