Текучие очертания этих орнаментов не перепутаешь ни с чем. Модерн часто называют манерным и декадентским, забывая, что он возник благодаря промышленной революции XIX века и в свое время считался чрезвычайно радикальным и прогрессивным.
В России и Англии - модерн, в Германии - югендстиль, в Австрии - сецессион, в Италии - либерти, во Франции - ар нуво. Молодой, свободный новый стиль захватил Европу ненадолго, но зато изменил ее радикально. Вместо запутанной системы исторических стилей появился единый художественный язык, который должен был соответствовать эпохе технического прогресса. Он начал складываться в книжной графике и плакатах, проявился на обоях и набивных тканях, а потом подчинил архитектуру и мебельный дизайн. Его быстрому распространению помогли всемирные выставки, и прежде всего грандиозная парижская 1900 года, которой Европа отмечала переход в новое столетие.
Кресло эпохи модерна требует обстановки в соответствующем стиле: ирисов и маков на обоях и покрывалах, книжной полки, словно вырастающей из стены, и томика Метерлинка, конечно. Форма кресла генетически восходит к Людовикам- XV и XVI, тем не менее перепутать с прототипом это кресло невозможно. Даже завиток на спинке кресла модерн трактует по-своему. Обивка этого кресла- из однотонной тонкой шерсти, но могла бы быть заткана шелковыми чертополохами или дурманом: в эпоху модерна актуальны "цветы зла". Характерные растительные изгибы, будто бы находящиеся в неторопливом движении,- главное в мебели эпохи модерна. Ножки обычно томно изогнуты, но могут быть и прямые- все-таки модерн родился в эпоху эклектики
Модерн был провозглашен стилем универсальным, который должен оформить все жизненное пространство современного человека до последних мелочей. Прихотливость форм не должна была противоречить комфорту и практичности вещей. Дом изнутри и снаружи проектировался как цельный художественный объект, пригодный для нормальной жизни. Плавные линии растительного орнамента (или флореального, иначе говоря) поднимаются по колоннам к потолку, окружают дверные проемы, струятся по раскрашенным, покрытым лепниной или обтянутым тканью стенам, перетекают на деревянные панели и соскальзывают на рисунок паркета.
Модерн преображает обычные вещи, лампа ли это, стул или умывальник
В 1902 году интеллигентное общество России делилось на два лагеря. В одном превозносили значение нового стиля, впрочем, еще не получившего имя "модерн", в другом обличали в несерьезности, называя декадентством. Век русского модерна был более чем краток, никто и не думал, что о нем вообще вспомнят. И вот спустя столетие он на коне.
Столик и кресло, созданные в наше время по чертежам архитектора Карена Бальяна для частного интерьера
Как когда-то в искусстве рококо, модерн стремится к максимальному синтезу всех частей интерьера. Мебель буквально выходит из стен. Консольные полки вырастают из завитков настенной лепки или резьбы. А отдельные предметы воспринимаются как акценты в единой композиции помещения.
Умывальник, конец XIX века, галерея GDB Fine arts, Париж
В интерьере этой современной квартиры мебель художественно точно сочетается с элементами декора - витражами, светильниками. Но, пожалуй, главное здесь то, что декоративное решение подчинено архитектурному. Это характерно для русского модерна - мыслить архитектурными категориями, устанавливать четкие иерархические отношения между целым и его частями. Автор интерьера - архитектор Карен Бальян
Русский модерн обожал морскую романтику (взять хотя бы Шехтеля). Камин с ракушками и волнами, плавно перетекающими на потолок, в этом смысле весьма типичен. Другая характерная деталь - смелое смешение разных материалов в одном предмете интерьера: гипс, мозаика, листовое и кованое железо, натуральный камень и кирпич. Безусловная сказочность и одновременно "архитектурность" предмета обстановки - еще одна особенность русского модерна. Камин похож на домик, построенный по законам архитектуры, но домик волшебный, выросший из стены словно по мановению волшебной палочки. Автор интерьера - архитектор Карен Бальян