15 июня 2007 года в Рунете заработала (пока что в бета-версии) новая поисковая система - gogo.ru. За игривым названием, которое ассоциируется, скорее, со стриптиз-клубами и тайскими "массажными салонами", на самом деле скрывается очень амбициозный проект, реализуемый при поддержке российского мегапортала Mail.ru. Мы решили испытать новинку. Непризнанный родственник
Слухи о том, что Mail.ru делает новый поисковик, ходили по Сети больше года. Однако интернет-сообщество узнало о запуске новой поисковой системы вовсе не из новостей Mail.ru, а от пронырливых блогеров. Которые не преминули связать новый проект с персоной Михаила Костина (бывшего руководителя "Апорта"), в 2006 году перешедшего на работу в Mail.ru.
Интересно, что на заглавной странице gogo.ru нет никаких отсылок на Mail.ru, и об их "родственной связи" можно догадаться разве что по одинокой ссылке внизу. На заглавной Mail.ru, как и на страничке "Все проекты Mail.ru", тоже нет никаких упоминаний о существовании в природе gogo.ru. Наверное, не случайно некоторые российские блогеры, комментируя появление GoGo, предположили, что поисковик создавался не сотрудниками Mail.ru, а только при финансовом участии портала. Как известно, Mail.Ru сейчас инвестирует во многие начинающие проекты.
Знакомимся
По утверждению разработчиков, сейчас в базе GoGo более миллиарда веб-страниц, 100 млн. фотографий и 500 тыс. видеороликов. Пользователю предлагается поиск в текстах веб-страниц, а также - отдельно - фотографий и видеоматериалов. Ну, так сейчас почти в любом поисковике... Кроме этого, сервис осуществляет поиск по "Вопросам и ответам" из одноименного сервиса Mail.ru. И все это интегрировано: если вы просто будете искать слово "банан", то основное место в результатах поиска займут, конечно же, ссылки на тексты о бананах, выстроенные по образу и подобию "Рамблера" и "Гугла". А в правой колонке выдачи при поиске в Интернете будут отображаться по два лучших результата поиска в дополнительных областях - фото и видео бананов, вопросы и ответы на "банановую" тему. Пожалуй, это настоящее ноу-хау проекта GoGo.
Среди особенностей GoGo можно отметить специальные инструменты, позволяющие пользователю фильтровать контент. С их помощью результаты поиска можно отсортировать по категориям сайтов-источников информации: "коммерческие", "информационные", "форумы и блоги". При этом принадлежность какого-либо источника к той или иной категории определяется системой автоматически. Аналогично при поиске изображений действуют фильтры "фото", "картинки", "большие", "средние", "маленькие".
Релевантность результатов - на нормальном уровне, но при работе становится заметно, что индекс поисковика еще довольно мал. Судя по всему, индексировать сайты робот GoGo начал с каталога Mail.ru. Такой подход, вероятно, и позволил ввести классификацию сайтов на информационные и коммерческие.
Gogo.ru умеет подставлять синонимы, причем делает это весьма неплохо. Если вы введете в поисковое поле "мерседес", то поиск будет, прежде всего, вестись по слову "Mercedes". Если будете искать по словосочетанию "купить компьютер", то узнаете много по словам "цены", "прайс", "продажа" - и все они будут связаны с компьютерными комплектующими.
Работаем
Первое впечатление - очень неплохой поисковик. Дизайн в духе Google, только какой-то "мультяшный". Искомое слово при вводе отображается очень большим шрифтом, что оказалось неожиданно удобно. Хорошо построена работа со словосочетаниями: я ввел "выдвижение кандидата", и все результаты были 100% релевантны. Кстати, что бы вы не искали, в результатах на одном из первых мест наверняка окажется ссылка на "Википедию". Поиск по запросу "Компьютерные Вести" выдал сайт нашей газеты первым же номером, причем фильтрация по категориям "коммерческие", "информационные" или "форумы и блоги" ничего не меняла: везде на первом месте был www.kv.by, а дальше в списке обязательно обнаруживался Халецкий :-)
Страница с результатами поиска очень хорошо скомпонована: есть все нужное, но ничего лишнего. Оранжевый цвет ссылок радует глаз. Правда, не совсем понятно, куда в будущем разработчики планируют помещать рекламу - верстку страницы явно придется кардинально менять.
Попытка задействовать инструмент "показывать результаты в развернутом виде" при поиске по запросу "выдвижение кандидата" привела к тому, что по каждому найденному документу выводилась куча цитат из него - на целый экран, а то и больше. Непривычно, но на практике довольно удобно.
Есть при выводе результатов поиска и один очень большой минус: не отображается дата индексации документа.
Запутать gogo.ru противоречивыми и нелогичными вопросами мне не удалось. Но блогеры, которые первыми "обкатывали" новый поисковик, обратили внимание, что у GoGo очень специфические отношения с семантикой. Цитата: "Например, по слову "Стекло" на первом месте находится компания "Стек". Видно различное стекло и при поиске "Стека", что может говорить о слабом или не прикрученном к поиску ссылочном ранжировании. При хитром запросе "ховать" на GoGo вылезает популярная словоформа из трех букв и релевантная ей выдача". Справедливости ради должен заметить, что если GoGo подозревает, что пользователь ошибся, то сообщает ему об этом прямым текстом. Когда я ввел слово "ховать", то перед результатами поиска увидел сообщение: "Опечатка? Возможно, Вы имели в виду: "совать"".
Еще кое-что
Очень яркой инновацией в GoGo стал первый в Рунете поиск по видеороликам. На данный момент поисковый механизм GoGo.ru индексирует видео на наиболее популярных российских видеохостингах - Видео@Mail.Ru, Rutube.ru, Loadup.ru и Rambler Vision. В дальнейшем к этому списку добавятся другие популярные сайты для хранения видео, в том числе и западные.
Отдельно стоит упомянуть, что GoGo интегрирован с крупнейшим в Рунете социальным поиском - проектом Ответы@Mail.Ru и позволяет осуществлять полнотекстовый поиск по контенту проекта, на текущий момент накопившему базу знаний, составляющую около 45 миллионов ответов на 5 миллионов вопросов. Hа разработку этой базы было потрачено более года, а вложения в проект составили более 700 тыс. USD.
Конкуренция внутри Mail.ru
Итак, у Mail.ru теперь есть два поисковика: привычный (на заглавной странице портала) и GoGo. Поиск на mail.ru сейчас имеет устойчивую долю рынка более 5%. Gogo.ru пока не имеет вообще никакой доли. Теперь самое интересное - что же будет дальше? Придет ли GoGo на смену нынешней поисковой системе? Тут надо учитывать, что собственного поискового движка у Mail.ru прежде никогда не было - с конца 2005-го Mail.ru ищет на движке "Яндекса", а еще раньше использовался поиск от Google. По мнению некоторых наблюдателей, сам факт запуска проекта GoGo может быть использован топ-менеджерами Mail.ru для переговоров о новых условиях сотрудничества с "Яндексом" - например, по вопросу разделения доходов от контекстной рекламы.
Комментарий от первого лица
Анна Артамонова, директор по маркетингу Mail.ru: "Наиболее амбициозные планы проекта связаны с онлайновым видео. На данный момент Gogo ищет по всем крупным российским видеохостингам, а в планах еще YouTube и другие западные хостинги. ...Доменное имя gogo.ru принадлежит нам с 2000 года. Когда мы придумывали имя для нового поиска, решили посмотреть, какие у нас есть домены "в закромах". Домен Gogo.ru нам очень понравился - простой в написании, динамичный и призывающий к действию. Честно говоря, о метапоисковике, расположенном на домене третьего уровня с похожим названием [имеется в виду сайт gogo.hothand.ru - прим. авт.] я впервые услышала уже после запуска нашего проекта".